Разъяснения МВД России по отдельным вопросам законодательства Российской Федерации

Об ответственности граждан за несвоевременную оплату административного штрафа

Сотрудниками полиции УМВД России по Омской области в текущем году без учета пресеченных административных правонарушений ГИБДД пресечено 80430 административных правонарушений, по которым вынесены постановления в виде штрафа на общую сумму 21 865 700 рублей, взыскано 17 141 800 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Исключениями являются следующие случаи:

- Иностранным гражданам или лица без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

- Административный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации,

- При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 12.1, ст. 12.8, чч. 6 и 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст.ст. 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере;

- Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица), должен быть уплачен не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу;

- со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, полученных в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ.

За неуплату административного штрафа в срок, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания», что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

В текущем году сотрудниками из числа служб и подразделений УМВД России по Омской области, пресечено 7418 фактов совершения административных правонарушений ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В настоящее время судьями рассмотрено 6991 указанное дело об административном правонарушении и по результатам назначены следующие виды наказаний:

- административный арест – 474,

- обязательные работы – 1 932,

- административный штраф на общую сумму 4 636 000 рублей по 4490 делам.

УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ!

Будьте внимательны! Оплачивайте штрафы своевременно!

Об изменениях законодательства, регулирующего порядок проведения публичных мероприятий

11 октября 2018 года принят Федеральный закон № 367-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым скорректированы отдельные положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В частности, установлена обязанность организатора в случае отказа от проведения публичного мероприятия по прекращению предварительной агитации, а также не позднее, чем за один день до дня его проведения информирования граждан и уведомления в письменной форме органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении (часть 4 статьи 5 Федерального закона
№ 54-ФЗ).

Федеральным законом от 30 октября 2018 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена новая статья 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», корреспондирующая принятому Федеральному закону № 367-ФЗ. Данной статьей КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа за невыполнение организатором вышеуказанных обязанностей, в том числе при подаче уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.23 КоАП, наделены сотрудники полиции. Дела указанной категории рассматривают судьи районных судов (часть 1, 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.23 КоАП, осуществляется, в том числе при получении из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления соответствующей информации.

За прошедший период 2018 года на территории региона состоялось 516 общественно-политических мероприятий, в которых приняли участие около 100 тысяч граждан. К административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий привлечено 13 человек.

 

УОООП УМВД России по Омской области

Ответственность за противоправные деяния, совершенные в отношении сотрудников ОВД в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей

Оперативно – разыскная часть (собственной безопасности) УМВД России по Омской области обращает внимание граждан, что за противоправные деяния, совершаемые в отношении сотрудников органов внутренних дел, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Статья 19.3. КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции)

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа)

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а равно их близких, в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы.

Статья 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти)

Часть 1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких, в связи с исполнением им своих должностных обязанностей - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Статьи 319 УК РФ (оскорбление представителя власти)

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

За 10 месяцев 2018 г. на территории Омской области возбуждено 302 уголовных дела, связанных с оскорблением и применением насилия в отношении сотрудников полиции из них по ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти) 92, по ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти) 210.

Современным российским законодательством предусмотрены механизмы защиты сотрудников в случаях применения к ним насилия.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает особый правовой статус сотрудников. Так, согласно ст. 30 полицейский, выполняя служебные обязанности и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

При обеспечении мер государственной защиты сотрудников полиции применяются нормы Федерального закона от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Сколько времени иностранный гражданин должен прожить в Российской Федерации до получения вида на жительство? Когда иностранный гражданин должен обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство?

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину по его заявлению в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

С учетом того, что срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство в соответствии с действующим законодательством составляет 6 месяцев, иностранные граждане вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство, прожив 6 месяцев по разрешению на временное проживание.

Ответ подготовлен ГУВМ МВД России.

На какой срок выдается вид на жительство? Можно ли по окончании срока действия вида на жительство его продлить или вид на жительство необходимо получать заново?

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган МВД России не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет.

Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

При этом для отдельных категорий иностранных граждан существуют исключения из общих правил.

Так, вид на жительство, оформляемый иностранному гражданину как высококвалифицированному специалисту, и вид на жительство, оформляемый члену семьи указанного иностранного гражданина, выдаются на срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированного специалиста, и продляются в день их обращения в территориальный орган МВД России на срок действия разрешения на работу.

Иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со ст. 33(1) Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вид на жительство выдается на три года и продлению не подлежит.

Иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию (далее - Государственная программа), вид на жительство выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы.

Ответ подготовлен ГУВМ МВД России.

В течение какого срока постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган МВД России по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство лично или в установленном порядке почтовым отправлением.

Например, если вид на жительство был выдан иностранному гражданину в 2017 году, первоначально уведомление о подтверждении своего проживания он должен подать в территориальный орган МВД России до конца 2018 года. Следующее уведомление ему необходимо будет подать до конца 2019 года.

Правила подачи иностранным гражданином уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, а также форма уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 21 «Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации».

Ответ подготовлен ГУВМ МВД России.

Возможно ли получить водительское удостоверение категории «А» или «В» без прохождения обучения в автошколе?

Нет, так как к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами допускаются лица, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение (ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

На транспортном средстве заменили двигатель. Нужно ли обращаться в Госавтоинспекцию для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства?

В настоящее время номер двигателя не является учетным реквизитом транспортного средства. Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в свидетельстве о регистрации транспортного средства (мощность двигателя, экологический класс), выдаваемом регистрационными подразделениями ГИБДД (п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2008 г., регистрационный № 13051), п. 55 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2013 г., регистрационный № 30048)).

Продал автомобиль, новый собственник его за собой не регистрирует. Как снять автомобиль с учета, чтобы не платить административные штрафы и транспортный налог?

В случае отсутствия сведений о регистрации автомобиля за новым собственником, регистрация такого транспортного средства прекращается Госавтоинспекцией на основании заявления прежнего владельца автомобиля при предъявлении им документа о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии, что с момента ее заключения истекло 10 суток (подпункт 60.4 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2013 г., регистрационный № 30048)).

Для прекращения регистрации автомобиля, прежний владелец может обратиться в любое регистрационное подразделение ГИБДД, представив при этом паспорт гражданина Российской Федерации.

Вправе ли органы внутренних дел Российский Федерации отказать гражданину в приеме заявления о преступлении, если оно написано в произвольной форме? Имеются ли законодательно установленные формы заявления о преступлении и письменного объяснения заявителя? Уполномочено ли МВД России на установление (утверждение) данных форм?

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный N 34570).

В соответствии с пунктами 8 и 9 указанной Инструкции заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России в круглосуточном режиме.

Данные положения следуют из требований Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК).

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются обязанности, в том числе, принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Корреспондирующее положение содержится в части первой статьи 144 УПК, согласно которой дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК (часть пятая статьи 144 УПК).

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения (часть первая статьи 144 УПК). Требования к заявлению о преступлении, которое может быть сделано в устном или письменном виде, установлены статьей 141 УПК.

При этом формы заявления о преступлении и письменного объяснения заявителя законодательно не определены. МВД России не уполномочено на установление (утверждение) данных форм.

Ответ подготовлен УПУ ДПД МВД России.

По вопросу выплаты членам семей сотрудников, погибших во время прохождения ими службы в МВД России в уголовно-исполнительной системе и государственной противопожарной службе

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Постановление) предусмотрено, что выплата денежной компенсации членам семей сотрудников, погибших в связи с выполнением служебных обязанностей, производится по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной миграционной службе соответственно.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июня 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", начиная с 1 января 1994 года финансирование уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) осуществлялось целевым назначением с указанием отдельной строкой в республиканском (федеральном) бюджете Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации с входящими в ее состав центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, переданы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

При этом уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации является правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" (далее - Указ N 1309) Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России) является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГПС МВД России).

В систему ГПС МЧС России были переданы входящие в систему ГПС МВД России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

На основании абзаца пятого пункта 2 Указа N 1309 до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам ГПС МЧС России и членам из семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания и пенсионное обеспечение.

30 декабря 2012 года принят Федеральный закон N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 11 которого предусмотрены меры социальной поддержки членов семей сотрудников федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а также учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) при выполнении служебных обязанностей.

МВД России не вправе назначать и производить за счет средств МВД России выплаты денежной компенсации членам семей бывших сотрудников государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы.

Ответ подготовлен ФЭД МВД России.

По вопросу перерасчета ежемесячной денежной компенсации при изменении числа получателей

Частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) установлено, что в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация.

Лица, которые учитываются при расчете ежемесячной денежной компенсации, указаны в части 1.2. статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ.

В случае если член семьи приобретает право на получение денежной компенсации в более поздний период по сравнению с остальными получателями, которым ежемесячная денежная компенсация уже назначена, должен быть произведен перерасчет компенсации с целью соблюдения права такого члена семьи.

При этом размер ежемесячной денежной компенсации, получаемой остальными членами семьи, будет уменьшен.

Вместе с тем при уменьшении количества лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации (достижение возраста свыше 23 лет, окончание учебного заведения по очной форме обучения, другие причины), перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации не производится, так как статьей 12 Федерального закона N 247-ФЗ компенсируется доля (часть) денежного довольствия, приходившаяся на каждого члена семьи за вычетом пенсии по случаю потери кормильца.

Кроме того, пунктом 9 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306, установлено, что пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится на основании заявления, подаваемого в уполномоченный орган, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления. Пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в случае уменьшения количества ее получателей законодательством не предусмотрен.

При уменьшении количества лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации (достижение возраста свыше 23 лет, окончание учебного заведения по очной форме обучения, другие причины), перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации не производится.

При увеличении количества лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации, производится перерасчет в сторону уменьшения размера ранее выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации.

Ответ подготовлен ФЭД МВД России.

Могут ли быть предоставлены сведения о возбужденных в отношении лиц уголовных делах, а также справки о наличии (отсутствии) у них судимости информационными центрами территориальных органов МВД России по запросу финансового управляющего?

1. По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» данный Федеральный закон имеет приоритет перед другими федеральными законами, составляющими правовую основу деятельности полиции. В этой связи следует принять во внимание, что согласно части 5 статьи 17 Федерального закона «О полиции» информация, содержащаяся в банках данных о гражданах, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Финансовый управляющий к данным субъектам не относится. Так, в соответствии с абзацем двадцать девятым статьи 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) финансовым управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина. Согласно абзацу двадцать четвертому статьи 2 Федерального закона № 127-ФЗ арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

2. В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона № 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

При этом абзацем пятым пункта 7 статьи 213.9 Федерального закона № 127-ФЗ установлен исчерпывающий перечень информации, которую вправе получать финансовый управляющий от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления в связи с проведением процедуры банкротства (об имуществе гражданина, о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств).

Таким образом, положение абзаца пятого пункта 7 статьи 213.9 Федерального закона № 127-ФЗ является специальной нормой по отношению к абзацу седьмому пункта 1 статьи 20.3 данного Федерального закона и, устанавливая перечень сведений, которые финансовый управляющий вправе запросить у органов государственной власти, имеет приоритет в применении.

3. Вместе с тем законодательными и иными нормативными правовыми актами определен механизм, позволяющий финансовому управляющему получать сведения о наличии (отсутствии) судимости гражданина, в отношении которого проводится процедура банкротства, и (или) факта его уголовного преследования либо о прекращении его уголовного преследования.

Так, согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 213.13 Федерального закона № 127-ФЗ гражданин, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации его долгов, обязан уведомить кредиторов об известных гражданину уголовных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости.

В силу абзаца первого пункта 9 статьи 213.9 Федерального закона № 127-ФЗ гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

Порядок получения гражданином сведений о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121.

При неисполнении гражданином обязанности, предусмотренной абзацем первым пункта 9 статьи 213.9 Федерального закона № 127-ФЗ, финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Федерального закона № 127-ФЗ).

В силу абзаца второго части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, связанные с рассматриваемым делом, являются обязательными и подлежат исполнению органами, которым они адресованы.

На основании изложенного отсутствуют правовые основания предоставления органами внутренних дел Российской Федерации сведений о наличии (отсутствии) у иных физических лиц судимости и (или) факта их уголовного преследования либо о прекращении в отношении них уголовного преследования по запросам финансовых управляющих.

 

Ответ подготовлен УПУ ДПД МВД России

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России